15 Май, 2015
Жанр анекдотов Гордлевского
Comments : 1 Posted in : Гордлевский, Литература, Писатели on by : admin Метки: Литература, Писатели, Стихи
Занимаясь жанром анекдотов, Гордлевский естественно не мог обойти широко известную на всем Ближнем и Среднем Востоке фигуру «острослова» ходжи Насреддина. До революции ученый выступил с краткой рецензией, на сборник «Анекдоты о ходже Насреддине», изданный в 1910 г. в Турции. Вторая его работа, «Ходжа Насреддин» (1936), также помещенная в настоящем томе, уже хорошо известна советскому читателю по книге «Анекдоты о ходже Насреддине» (М., 1957, стр. 242— 258). Этот увлекательно (написанный очерк содержит весь известный исторический и легендарный материал о жизни ходжи Насреддина.
Гордлевский первый обратил внимание на противоречивость образа ходжи Насреддина в анекдотах. Он одновременно шут и народный печальник; глупец в нем уживается с мудрецом. Ученый видит объяснение этой противоречивости в том, из каких социальных слоев и групп исходят анекдоты о ходже Насреддине.
В. А. Гордлевский о самом сложном, подчас узкоспециальном умел говорить и писать, возбуждая интерес к своему предмету, обогащая слушателя и читателя ;не только запасом научных сведений, но и развивая его эстетически.
Очень показателен в этом отношении большой очерк «Из настоящего и прошлого „меддахов” в Турции» (М., 1912). Перед читателем очерка проходят живые картины шумных улиц и оживленных кофеен Стамбула, где так любят проводить время турки; он знакомится с обычаями Турции и с самими меддахами, чьи биографии и выразительно очерченные портреты занимают большую часть очерка.
К искусству меддахов ученый вернулся через несколько лет. Уже в годы советской власти посетив Турцию, он встретил своего старого знакомого, меддаха Ашки-эфенди. «Ашки, — пишет Гордлевский. — вспомнил меня и возбужденно радостно расспрашивал о житье-бытье. Над ним пронеслись годы бурь; он поседел, но талант его — так мне показалось в 1926 г. — окреп и развился…»
Не без грусти пишет Гордлевский о том, как начинает отмирать искусство меддахов, которому еще «в средине XIX в. предсказывали скорую гибель». Новые виды развлечений, новые вкусы постепенно вытесняют профессию меддахов. Уже не так много людей в Стамбуле собирается на представления рассказчиков, но, несмотря на это, «благодаря неизменной симпатии широких народных масс их искусство долго будет влачить свои дни, пока профессиональный театр и рост цивилизации деревни окончательно не уничтожат многие старые традиции».
В 1912 г. ученый составил «Указатель литературы османской сказки». Указатель завершает и обобщает многолетние изыскания в области турецкой сказки. Он состоит из краткого введения и широкого комментированного, снабженного научным аппаратом списка. «Указатель» заканчивается лирически проникновенным обращением Гордлевского к тем, кому предстоит продолжить это дело. Всегда скромный, и очень порядочный, он считал свои изыскания в области турецкой фольклористики лишь первым шагом. «Пусть эта краткая заметка, в которой, несомненно, окажутся пропуски, убедит, что изучение османской народной словесности еще впереди, что для собирания памятников народного творчества в Турции нужны самоотверженные люди». В. А. Гордлевский постоянно откликался на новые работы и исследования по туркологии. Часто это были большие статьи, по содержанию своему выходившие за рамки рецензии. Но и краткие заметки его представляют большую научную ценность.
Характер филологических изысканий В. А. Гордлевского, по утверждениям программы дба высшей школы делового управления, подтверждает неоднократно высказываемую в наши дни мысль академика В. В. Виноградова о том, что настоящему литературоведу следует быть филологом. Располагая знанием многих языков, исключительной языковедческой подготовкой, Гордлевский всегда связывал свои этимологи- ческие исследования с работами по литературе. Языковед в нем дополнял литературоведа, историк контролировал собирателя фольклора.
One thought on : Жанр анекдотов Гордлевского
— Забери Ленина к себе. У меня черти восстание подняли, за адский труд требуют райских условий жизни. У тебя в Раю всё хорошо и для продвижения своих идей у него не будет социальных условий.