Главная / Про Насреддина / Премудрости
10 Апрель, 2013

Премудрости

Posted in : Про Насреддина on by : admin

Премудрости

Однажды Ходжа Насреддин шёл мимо огорода муллы. Мулла как раз собирал в мешок тыквы и по жадности нагрузил мешок так, что не мог даже и поднять его, не только нести. Вот стоит и думает: ‘Как же мне доставить мешок домой?’ Увидел прохожего и обрадовался:
— Послушай, сын мой. Не возьмешься ли ты донести до моего дома этот мешок?
А у Ходжи Насреддина как раз не было денег.
— А сколько ты мне заплатишь? — спросил он муллу.
— О сын мой! На что тебе деньги? Пока ты будешь нести тыквы, я по дороге поведаю тебе три премудрости, и они сделают тебя счастливым на всю жизнь.
‘Интересно, какие премудрости обещает открыть мне мулла?’ — думает про себя Ходжа Насреддин.
Его разобрало любопытство. Он взвалил на плечи мешок и понёс. А дорога круто поднималась в гору и шла над обрывом. Когда Ходжа Насреддин остановился отдохнуть, мулла сказал с таинственным и важным видом:

— Слушай первую премудрость, и большей не было в мире никогда со времен Адама, и если ты постигнешь всю глубину её, то это будет равносильно познанию тайного смысла букв — Алиф, Лам, Ра, которыми Магомет, пророк и учитель наш, открывает вторую суру корана. Слушай внимательно: если кто-нибудь тебе скажет, что ходить пешком лучше, чем ездить верхом, — ты не верь этому человеку. Запомни мои слова и думай над ними неотступно днём и ночью — и тогда ты постигнешь заключающуюся в них премудрость. Но эта премудрость — ничто в сравнении со второй премудростью, которую я тебе поведаю вон у того дерева. Видишь — во-он впереди!

‘Ладно! — думает про себя Ходжа Насреддин. — Погоди, мулла!’
Обливаясь потом, он дотащил мешок до дерева.
Мулла поднял палец:

— Открой свои уши и внимай, ибо вторая премудрость включает в себя весь Коран и половину Шариата и еще одну четверть книги Тариката*. И постигший эту премудрость никогда не собьётся с пути добродетели и никогда не оступится на дороге истины. Постарайся же, о сын мой, понять эту премудрость и радуйся, что получил её бесплатно. Вторая премудрость гласит: если тебе кто-нибудь скажет, что бедному легче жить, чем богатому, ты не верь этому человеку.
Но даже и эта вторая премудрость — ничто рядом с третьей, сияние которой можно сравнить только с ослепительным блеском Солнца и глубину которой можно сравнить только с глубиной океана. Третью премудрость я поведаю тебе у ворот моего дома. Идём скорее, ибо я уже отдохнул.

— Подожди, мулла! — отвечает Ходжа Насреддин. — Я наперед знаю твою третью премудрость. Ты хочешь у ворот своего дома сказать мне, что умный человек всегда может заставить глупца бесплатно тащить мешок с тыквами.

Пораженный мулла отшатнулся. Ходжа Насреддин слово в слово угадал его третью премудрость.

— Но послушай теперь, мулла, мою одну единствен-ную премудрость, которая стоит всех твоих, — продолжал Ходжа Насреддин. — И моя премудрость, клянусь Магометом, столь ослепительна и столь глубока, что включает в себя весь Ислам с Кораном, Шариатом, книгой Тариката и всеми другими книгами, и всю буддийскую веру, и всю иудейскую веру, и все христианские заблуждения. Нет, никогда не было и не будет впредь премудрости более достоверной, чем та, которую я поведаю тебе сейчас, о мулла! Но приготовься, чтобы не поразила тебя слишком эта премудрость, ибо от неё легко потерять рассудок — настолько она поразительна, ослепительна и необъятна. Подготовь же свой рассудок, мулла, и слушай: если кто-нибудь скажет тебе, что эти вот самые тыквы не разбились — плюнь в лицо тому человеку, назови его лжецом и прогони из дома!

С этими словами Ходжа Насреддин поднял мешок и бросил вниз с крутого обрыва.
Тыквы сыпались из мешка, прыгали и звучно раскалывались, налетая на камни.
О горе мне! О великий убыток и разорение! — закричал мулла.
И начал он кричать, причитать, царапать лицо, и всем своим видом вполне походил на безумного.

— Вот видишь! — поучительно молвил Ходжа Насреддин. — Ведь я предупреждал, что от моей премудрости рассудок твой может легко помутиться!

*Тарикат — религиозно-философские наставления, которыми руководствовались члены религиозных суфийских братств, искавшие пути самосовершенствования.

источник: Соловьёв, ‘Повесть о Ходже Насреддине’ получена от: Зеркало

Добавить комментарий