19 Октябрь, 2014
«Гиперболический реализм», или обобщение по родственникам
Posted in : Писатели on by : admin Метки: Критика
(Суд над «Собачьим переулком» в Технологическом Институте).
Зал Техноложки был переполнен. Судили «Собачий переулок». Общественный обвинитель — «Смена». Защитник — автор Лев Гумилевский.
Обвинение: Выведенные автором герои не соответствуют действительности. Книжка является поклепом на студенчество. Неправильно освещается вузовская жизнь — книга дает о ней неправильное представление, настраивает рабочую молодежь против вузовцев и тем самым вбивает клин между ними.
Прения били жаркие. Крыли почем зря под бурные аплодисменты публики. — Откуда автор черпал материал, где он знакомился с жизнью студентов?
Видите ли, у него много студентов-родственников и он жил с несколькими из них в одной квартире. Так вот…
Достойный источник, что и говорить. Рекомендуем всем писателям: мобилизуйте своих тетушек, своячениц, братьев, сватьев и сестер, и материал готов — садитесь, пишите.
А вы изучайте, наблюдайте…
Но вот в результате обобщений, сделанных по родственникам, и получается чистая фантазия.
Вот хотя бы Хорохорин, — герой «Собачьего переулка». Рабочий по происхождению, чрезвычайно активен, член правления Вуза, уйма работы, нагрузка и параллельно половая неудовлетворенность, поиски женщины, ночи в пивных за философскими разговорами.
Или Анна — коммунистка. Для нее даже «афинские ночи» и «кружки лишения невинности» — это еще мещанство. Все должно быть еще проще, и еще открытей.
А положительный тип — Зоя — дочь попа, правда, попа-расстриги, но нам от этого не легче. Исключают ее из университета, из комсомола. Поступает на фабрику, и готова пролетарская идеология. Вот у нее любовь — любовь идеальная, высокая, вам, читатель, в назидание.
Разве это не фантазия, когда у автора Хорохорин-кружковод ездит на кружок в автомобиле. Вот здесь в зале не один десяток кружководов, за кем из них присылают автомобиль?
А где тяжелое материальное положение студенчества, где его академическая работа, на 9/10 поглощающая все его существо.
Этого в книжке нет. Зато со всеми подробностями описаны любовные похождения героев, рассчитанные на нездоровые инстинкты читателя и на хороший барыш автору.
Поэтому вовсе не случайно ни одно из наших издательств не взялось издавать эту книжку и вышла она в издании автора. Вовсе не случайно Гублит запретили выпуск 2-го издания.
Выступая в защиту реальности своих героев, автор берет себе в помощь теорию некоего Джемса, теорию «гиперболического реализма», согласно которой всякая фантазия человека весьма реальна, ибо она является продуктом реального человеческого мозга и складывается она (фантазия) опять-таки из реальных наблюдений, из реальных жизненных фактов. Из ничего ничего не выдумаешь.
Поэтому, не зная подробно жизни ВУЗа, но имея ряд наблюдений, автор и мог путем своего «гиперболического реализма» обобщить жизнь своих родственников-студентов до жизни всего студенчества.
Письмо Горького к Гумилевскому тоже должно было быть большим козырем в руках автора.
Горький, конечно, большой литературный авторитет, не ведь в СССР он не был уже лет 5 и жизни его не знает.
Зачем же нужно было поднимать такой шум из-за какой-то дрянной пошлой книжонки. Потому что за последнее время много пишется всякой дряни о студенческой жизни.
Гай